“Тир-3 сцена в CS:GO кишит радарщиками и ставочниками”. Михаил Артемьев о тёмной стороне тир-3 сцены, закрытых составах VP и перестановках в команде по CS:GO

До Virtus.pro 

В Virtus.pro я с 2017 года. До этого работал пресс-атташе футбольного клуба ПФЛ зоны «Запад» ФСК «Долгопрудный». У меня даже есть грамота от мэра города за вклад в развитие футбола. Я работал там больше трёх лет и в какой-то момент решил, что пора что-то менять. Мне хотелось дальше развиваться в этой сфере, но подходящих вакансий в классическом спорте не находил. А потом случайно наткнулся на объявление Virtus.pro о поиске менеджера состава по Dota 2. 

На тот момент я знал, что такое КС и Дота. До этого я уже смотрел The International, потому что сломал ногу, и другие развлечения мне были недоступны. А потом друзья подсадили меня ещё и на LoL. Я знал, что есть такая команда Virtus.pro, которая выиграла Континентальный сплит, слышал про успехи состава по CS:GO, смотрел The Kiev Major. 

Я прошёл несколько собеседований, выполнил тестовое задание и просто ждал. В то время на Матч ТВ выходила футбольная программа «Кто хочет стать легионером?», где набирали разных игроков и хотели сделать из них команду. Их состав как раз играл товарищеский матч с Долгопрудным, а наш тренер просто забил и не приехал. Тогда в тренерском штабе у нас был известный в прошлом вратарь Александр Филимонов, вот с ним мы и поехали на тот матч. Мы вдвоём руководили командой, а в середине второго тайма мне приходит сообщение с оффером от HR холдинга ESforce. Прямо по ходу матча я быстро со всеми попрощался, собрал вещи и с первого мая начал работать в VP. Изначально я откликнулся на вакансию менеджера по Доте, но когда пришел на собеседование, оказалось, что эта должность уже занята. Мне предложили состав по LoL, а как раз за месяц до этого я начал играть в эту игру. Я решил, что нет разницы, с каким составом работать.

League of Legends 

Я очень коммуникабельный человек и могу найти общий язык с кем угодно. Так я думал до прихода в VP. Как же я ошибался. С составом по LoL мы первое время общались только онлайн, потому что они готовились к сплиту. У нас был состав Kreox, SaNTaS, Paranoia, Doxy на топе и один игрок, Blasting, как раз в тот момент ушёл в Gambit, так что мы искали замену. Я тогда не участвовал в этом процессе. В итоге пятым стал P1noy, с которым случилась забавная история: у нас горели сроки с подписанием его контракта, нам нужно было срочно отправлять документы в Riot Games. Я люблю иногда пошутить, а он ещё не знал об этом. В шутку пишу ему что-то вроде: «Подписывай договор или я тебя убью!». А он не оценил юмор и в панике написал генеральному менеджеру, что ему угрожают расправой. Но в итоге во всём разобрались, а парни начали готовиться к выступлениям. 

Игроки приезжают на буткемп, а там пусто. Даже интернет не провели. Каким-то чудом мы организовали там всё необходимое, но каждое утро и каждый вечер я проводил с местным мастером, который пытался починить интернет и каждый раз говорил, что не может ничего сделать. Мы прошли в плей-офф и все уже нам пророчили минимум финал с Gambit, но мы проиграли M19 в полуфинале. Все ушли в отпуск и мы начали думать о нашем будущем в этой дисциплине. Уже в тот момент Рома Дворянкин начинал подключать меня к вопросам формирования состава, интересовался моим мнением. Был вариант пригласить такого игрока, как Likkrit, но в итоге всё закончилось тем, что мы просто вышли из дисциплины.

Quake, Paladins, Apex Legens и ККИ 

На тот момент у меня уже был ещё один состав, по Quake. Мы тогда подписали Cypher, но у него не получилось поехать на QuakeCon из-за проблем с визой. Сам Cypher тогда посоветовал нам Av3k. Но проблема в том, что ему через два дня уже нужно было лететь в США, а у нас не были готовы бумаги. Я переполошил весь офис, HR, юристов, договорился, что форму ему отправят из Польши, и в итоге он полетел на QuakeCon. На меня после этого жаловались из всех отделов. Мы потом встретились с Ромой Дворянкиным на полуфинале LCL и он мне сказал: «Ты круто всё сделал, но больше так не надо». После этого я взял свой первый отпуск в VP, как раз съездил в гости к Авеку во Вроцлав. 

Через какое-то время Рома вызвал меня к себе и сказал: «С LoL не вышло, но мы сейчас заходим в одну просто сумасшедшую дисциплину: Paladins». Проблема в том, что нам нужно было самим собирать состав, а почти все ростеры уже разобрали. Разработчики прислали нам список команд, на которые стоит обратить внимание. Так в команде появился Лев Строков, он же eLvenpath, отец русских Паладинов. Мы списались с ним в Twitter (ради этого я там и зарегистрировался) и договорились обо всём. Там был очень крутой состав, Isbittenner и вовсе потом стал чемпионом PWC 2019 c NiP. Мы собрали состав и поехали на свой первый ЛАН в город Альфаретта в качестве аутсайдеров. И что вы думаете? Приехали домой с огромным кубком! 

Всё было бы здорово, если бы не желание Hi-Rez сделать из PPL франшизную лигу по примеру OW League. Они хотели, чтобы все команды жили в США и играли оттуда, но это было очень затратно во всех смыслах: нужно было оформлять много документов, да и проживание в США обходилось недёшево. Сначала один наш игрок не смог получить визу, у нас пошли замены, которыми занимался я сам. Мы собрали ещё один очень крутой состав с Kcruncy и Eraze, но в полуфинале проиграли NiP, которые стали чемпионами. А потом в Paladins закончилась киберспортивная составляющая и состав закрыли. 

Параллельно у меня уже был ещё один состав, по Hearthstone, который позже превратился в Artifact. Там уже было совсем мало работы, потому что турниров почти не было. Naiman постоянно выигрывал какие-то турниры и получал по $800 за первое место, что считалось неплохим результатом. Кто-то вообще получал в качестве приза колоду карт. 

Одними ККИ дело не ограничилось, потому что у меня тогда был ещё один состав — Apex Legends. Я сам участвовал в его подписании. Я заранее знал, что по этой дисциплине будет большой турнир, у EA были грандиозные планы на киберспорт. Мне выделили бюджет на состав, я провёл скаутинг и мы подписали состав FlavorOfTheMonth. 

Мы не очень хорошо сыграли на первом ЛАНе, потом сыграли ещё несколько турниров и прошли квалификацию на Мейджор. Он должен был проходить в Техасе, я договорился с каким-то местным компьютерным клубом, где парни неделю готовились к турниру. И тут началась пандемия. Парней вернули домой, а когда стало понятно, что карантин с нами надолго, пришлось отказаться от этого состава. 

Я успел поработать с составами по LoL, Quake, Hearthstone, Artifact, Paladins и Apex Legends. Мне даже пару раз предлагали взять состав по Доте. Один раз я сам отказался, а второй раз мы коллективно пришли к тому, что ничего хорошего из этого не выйдет. Вместо этого, я взял наш новый состав по CS:GO.

CS:GO 

В подписании состава AVANGAR я не участвовал. В тот момент я вообще был в отпуске. Когда мне предложили этот состав, я сразу согласился, потому что состав по CS:GO — это, на мой взгляд, высшая ступень для менеджера. Мы приехали на их первый турнир и стало понятно, что парни просто выжаты. Они весь год летали по миру, играли на всех турнирах, выкладывались на максимум. На тот момент у них просто не было сил. Тогда было понятно, что предстоит очень много работы. 

Ни с одним из своих составов я никогда не выстраивал дружеские отношения, мы общались только по работе. Хорошо это или плохо — не знаю, но я сразу решил для себя, что будет так. Я — менеджер организации, а не игроков. Самые закрытые отношения у меня с Лёхой, мы с ним общаемся только по работе. С buster чуть поближе, мы много общались, когда он выходил из инактива. 

Марэк — позитивный парень, мы с ним немного общаемся, но он всегда открыт для диалога. SANJI — человек, у которого есть ответы на все вопросы. У него очень много интересов, помимо CS:GO. Он увлекается криптовалютой, инвестициями, всегда подходит с умом к финансовым вопросам. К тому же, он очень скромный и неконфликтный. 

C Jame всегда очень интересно общаться. У него есть такое качество, что в начале беседы он может отвечать просто и односложно, а потом в один момент просто вспыхивает и может часами развёрнуто отвечать на все вопросы. Он сильнее всех изменился с момента перехода в VP, сейчас он гораздо более открытый. Очень надеюсь, что после завершения карьеры игрока он станет тренером.

Замены в составе 

Впервые об уходе Тимы в инактив заговорили в Лейпциге, а окончательно определились с этим после Катовице. На тот момент Тима просто устал играть в CS. Он играет с 14 лет, с 16 — на профессиональном уровне, всю жизнь живёт на буткемпах. Ему нужно было отдохнуть, и мы решили не ставить ему никаких временных рамок. Встал вопрос замены. Я, Сергей и Дастан набрасывали варианты, и Марэк был самым подходящим. 

Затем в инактив ушёл Дастан. Его уход и возвращение пошло команде только в плюс. Он вернулся улучшенной версией самого себя, так что команде это сыграло на руку. Я сам нашёл Flatra и MaAd, они поработали с составом, но у них не получилось добиться прогресса. Это был неплохой опыт, просто так вышло, что люди не подходили друг под друга. 

После всех турниров мы с генеральным менеджером обсуждаем результаты. Есть вещи, на которые я не могу повлиять, но в целом, я всегда беру на себя ответственность за выступление команды. 

Новая должность 

Сейчас я являюсь менеджером по развитию киберспортивных составов. До этого я четыре года был менеджером различных составов. За это время у меня появилась семья и маленький ребёнок. Стало очевидно, что я не смогу столько же времени проводить на буткемпах и в разъездах, как раньше. К тому же, я захотел дальше развиваться, так что эта должность стала логичной следующей ступенью в моей карьере. Огромная благодарность Сергею, который всегда советовался со мной по различным вопросам. Вместе с ним мы обсуждали подписание состава по R6, я был инициатором открытия состава по PUBG и PUBG MOBILE. Впоследствии он предложил мне новую должность. 

Теперь я занимаюсь скаутингом по всем дисциплинам, общаюсь с издателями, разрабатываю планы по входу в новые проекты. Сейчас, например, мы ведём переговоры по входу в одну мобильную игру. Ещё я занимаюсь развитием составов VP.Prodigy и созданием полноценной академии.

VP.Prodigy по CS:GO 

Когда появился состав VP.P по Доте, он сразу начал выигрывать. Параллельно мы вели переговоры по Марэку, что лишний раз заставило нас задуматься о трансферной стоимости игроков в киберспорте. Если у нас что-то не будет получаться, мы не сможем каждый раз выкупать какого-то игрока. Я пришёл к Сергею с идеей создать VP.Prodigy по CS:GO, он дал добро. Мы построили состав вокруг тренера, которого я считаю одним из самых перспективных специалистов в СНГ и верю, что он может достичь очень хорошего уровня. Мы с ним познакомились через общих знакомых, пообщались. Мне очень нравится то, как он выстраивает структуру игры, подходит к разработке стратегий и тренировочного процесса. 

Первый состав не выстрелил по множеству причин. Я до сих пор уверен, что не последнюю роль в этом сыграла тир-3 сцена в CS:GO, которая кишит радарщиками и ставочниками. Кто-то смеётся с того, что VP.P не могут обыграть какую-то тир-3 команду, но эта тир-3 команда идеально кидает все гранаты в те точки, где есть вражеские игроки, а иногда просто бежит на тебя на +W впятером. Мы собрали все свои наработки и передали их компетентным людям, у которых, может быть, получится дойти до истоков этой проблемы. 

Мы распустили игроков и занялись поиском нового состава. Когда мы с Владом обсуждали новых игроков, мы пришли к мнению, что подбором должен заниматься тоже игрок. Так у нас в составе появился RuFire. Лёха довольно известная личность в андеграундных кругах CS:GO, у него есть достаточно опыта как в работе с молодыми талантами, так и в руководстве составом в целом. Мы решили, что он хорошо подойдёт на роль человека, который будет собирать состав. 

В первую очередь мы позиционируем себя как команда, которая даёт игрокам путёвку в жизнь. Мы не зацикливаемся на том, чтобы выращивать игроков исключительно под себя. Если у кого-то будут предложения из других команд, мы всегда открыты для переговоров. В этом главное отличие второго состава VP.P от первого. Естественно, ключевая задача остаётся прежней: вырастить замену старшему поколению игроков в долгосрочной перспективе, но сейчас мы готовы работать с большим количеством молодых талантов. 

На данный момент мы продолжаем поиск игроков. Главные критерии: талант, желание упорно работать и подходящий возраст. Если у нас наберётся слишком много игроков, открывать ещё один ростер VP.P мы не будем. У парней будут шансы проявить себя на различных турнирах, тренер сможет проверить всех в реальных условиях. Оценивать их прогресс мы будем по итогам WePlay Academy League, у которой запланировано несколько сезонов. Если после VP.P парни будут играть на достойном уровне, значит, мы всё делаем правильно.

CS2